Экстремальный блогер №1

Всё, о фотографировании экстремальных видов спорта и путешествиях по миру


Previous Entry Share Next Entry
me

Диплом. Фотография экстремального спорта как жанр. Вторая часть

Вчера я выложил первую часть и начальную историю создания своего диплома. Сегодня будет вторая часть.
Итак, Фотография: история, современность, жанры

Снимок ниже сделан в течении всей тренировки атлетов перед соревнованиями Quiksilver New Star 2013 прошедшие в Санкт-Петербурге. Мультиэкспозиция, фотомонтаж.






Фотография: история, современность, жанры История и предпосылки появления фотографии

С появлением фотографии мир сильно изменился. Это не значит, что фотография поменяла мир. Все дело в том, что благодаря ей мы можем воочию наблюдать те изменения, которые происходят.
Предпосылок появления фотографии было множество, но главная была в том, что человечеству было необходимо как можно более досконально передавать знания из поколения в поколение посредством точного визуального изображения. До появления фотографии такой возможности не было. Художники, которые писали картины, могли быть не точными как из-за собственного замысла, так в виду особенностей письма краской. Некоторые пытались передать все происходящее как можно четче и натуральней, среди них были такие русские авторы, как Илья Репин или Иван Шишкин. Более точно отражали действительность рисунок и графика, но все равно этого было недостаточно как в культурных, так и в научных вопросах. Так было до XIX века.

«7 января 1839 г. Академия наук в Париже собралась на очередное заседание. Взявший слово астроном и физик Луи-Франсуа Араго представил собранию новый процесс воспроизведения изображений, получаемых чисто “механическим” путем в приборе, похожем на приспособление, известное как “камера-обскура” ( от лат. “темная комната”), и с XVI в. использовавшееся художниками в качестве своего рода рисовальной машины. »1.

1Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. – М.: Астрель, 2003. c. 13



6

Само слово фотография дословно переводится с латыни, как письмо светом. По сути все вокруг нас - это и есть свет падающий или отраженный, но до 19 века не было решения, которое бы позволило зафиксировать свет иначе, чем рукой художника на холсте.

«В чисто техническом смысле фотография может выглядеть плодом продолжительного процесса, начало которому было положено в XVIII в., когда чувствительность солей серебра (нитрата серебра и хлористого серебра) к воздействию света обнаружили немцы Шульце и Шеле, а так же учитель их Женевы Жан Сенебье и англичанин Уильям Луис»1.

Вопрос фиксации изображений на бумаге с помощью химических процессов был решен ещё с начала 19 века благодаря разным опытам как в Европе, так и в Америке. Оставалось научиться сохранять изображение на продолжительное время и делать его более четким и контрастным. Больше всех в этом деле преуспел французский химик, художник и изобретатель Луи Дагер.

«Наконец, 19 августа 1839 года во время объединенной сессии обеих Академий - наук и изящных искусств Луи-Франсуа Араго раскрыл тайны формирования дагерова изображения. Французское государство, приобретя фотопроцесс у его изобретателя, преподнесло его в дар всему роду человеческому. Отныне всяк вправе, беспрепятственно и без ограничений, как во Франции, так и за ее рубежами, внедрять и использовать названный процесс- за исключением Англии, где дагеров процесс оставался под защитой патента»2.

Таким образом, 1839 год можно считать годом появления фотографии как отдельного вида искусства несмотря на то, что тогда данный процесс называли “дагеротип” от имени создателя Луи Дагера.

1,2 Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. – М.: Астрель, 2003. c. 15-16, 24



7

После этого фотография начала постепенно входить в массы, а с 1850 г. отмечен настоящий взлет, в первую очередь за счет роста фотоателье, специализирующихся на портретной фотосъемке. Каждый, кто мог себе позволить, хотел получить собственный портрет или кадр со своими близкими. В то время снимки делались не на бумаге, а на стекле и медных пластинах. Изображение было не сильно контрастным, часто неидеальным из-за долгой выдержки, и не сохранялось на всю жизнь.

Главная проблема того времени была именно в низком качестве фотопластин, принимающих свет. Постоянно велись разработки, эксперименты и улучшения, но все равно выдержка для создания одного снимка могла достигать нескольких минут, да и сами камеры были гигантские и переносить их было неудобно. С развитием именно этих двух факторов связан выход фотографического искусства на свободу.

«Всемирная выставка 1851 г. ознаменовала апогей дагерротипа и калотипа. Следующая состоялась в 1855 г. и продемонстрировала пришествие коллодия. К тому времени фотография уже слыла удобным способом документировать и все шире применялась во все более разнообразных областях человеческой деятельности, будь то промышленность, экспериментальная наука или охрана правопорядка»1.

С этого времени фотография попадает во многие сферы жизни человечества, и начинается зарождение жанров в фотографии: от портретной и пейзажной фотографии, к репортажному жанру и снимкам с научной ценностью.

1 Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. – М.: Астрель, 2003. c. 71



8

Фотография в современном мире

Сложно оценить значение фотографии в современном мире. Проделав путь из науки (химии) в искусство, вернувшись в науку и разросшись во все сферы человеческой жизни, фотография - одно из главных явлений в жизни человека. Образно говоря, наша жизнь начинается с фотографии в паспорте и заканчивается снимком на могиле.

Отвечая на вопрос, что такое фотография, определенно можно сказать, что это прежде всего искусство. В. М. Березин в учебном пособии “Фотожурналистика”, относит фотографию к технической группе искусств, наряду с архитектурой, скульптурой, живописью и графикой.

Хотя сам факт причисления к тем или иным группам по большому счету не так важен. Фотография - это тот вид искусства, который совместил многие другие. В нем есть конкретные примеры из живописи, многое от графики, архитектуры и других видов искусств. Родившись методом, способным досконально и четко фиксировать предметы и объекты, с развитием технологий фотография разошлась во всех направлениях.

Как искусство оно заслужило отдельное место в галереях и мировых музеях, оно продается на аукционах, взять хотя бы работу “Рейн II” известного немецкого фотографа Андреаса Гурски, проданную на аукционе в 2011 году более чем за 4 млн долларов. То есть снимок уже оценивается как произведение искусства, а не просто как предмет производства фотокамеры.

Фотография тесно связана с наукой. Многие научные открытия не смогли бы состояться, если бы не возможность зафиксировать их на снимке. Она была единственным и самым весомым доказательством удачных результатов опытов, проводимых учеными. С помощью фотографии мы можем увидеть не только многие природные явления, но и весь живой мир, населяющий нашу планету. С помощью фотографии мы можем узнать как выглядят и другие планеты в космосе. После обнаружения очередного вида, первое, о чем думает ученый, это попытаться сфотографировать и показать его всему миру.

Фотография - это жизнь вокруг нас. Только задумайтесь о том, что сейчас фотоаппарат - это та самая вещь, которая есть у каждого из нас большую часть суток. В виде большой камеры или телефона с возможностью фотографировать, она вошла в нашу жизнь настолько, что временами может её подменить. Один из последних трендов миллионов людей - это делать везде “селфи” (селфи от агнл. selfi - самостоятельный), то есть автопортрет, и фотографироваться со знаменитыми людьми или в известных местах. Люди зачастую посещают то или иное место просто ради того, чтобы там сфотографироваться. Мы просматриваем сотни фотографий в день в интернете, в журналах, газетах и книгах. Все дело в том, что визуально мы быстрее и проще воспринимаем информацию.

И, наконец, фотография - это неотъемлемая часть фотожурналистики, получившей развитие сразу после того, как технологии съемки и печати стали проще, и появилась возможность перевозить фотоаппарат с одного места на другое.

Человечество всегда старалось сохранить и зафиксировать историю, запомнить момент и показать его другим. Так родилась фотожурналистика, ярким примером которой до её появления, служила живопись батального жанра, когда художники писали картины находясь вблизи поля боя, фиксируя события на хосте.

«Фотожурналистика - это запечатление сущностных моментов в жизни людей, а также событий, объектов и явлений реальности, как динамичных, так и статичных, посредством аналоговой и цифровой фотографии и последующей публикации в печатных и электронных СМИ»1.

1 Березин В. М. Фотожурналистика: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2006 с. 13



10

Представить журналы и газеты, а уж тем более современные электронные СМИ, без снимков достаточно сложно. Человек воспринимает информацию через картинку гораздо лучше и эмоциональней, чем через текст. Информация через фотографию доходит проще до нашего мозга. Она более конкретна и её труднее трактовать в разных смыслах.

Фотожурналистика сегодня имеет определенные рамки и правила, которые формировались на протяжении последних ста лет. Одним из главных показателей хорошего кадра может служить всемирно известный фотоконкурс World Press Photo, проводимый ежегодно и открытый для всех к участию.

Последние годы чувствуется сильный перекос известных репортажных кадров в сторону конфликтной и военной фотографии. В прошлом году на фотоконкурсе World Press Photo жюри с трудом набрало кадры в спортивную тематику, зато практически во всех номинациях были освещены войны и конфликты. Возможно, это связанно с тем, что фотография должна удивлять и даже шокировать, а зрители уже привыкли к обычным сценам и их этим не удивить. Так или иначе, с каждым годом популярная фотография становится все более откровенной, прямолинейной и в некотором смысле даже жесткой.

Одна из главных задач, которую автор ставит в своей работе, это желание удивить людей тем, что изображено на фотографии. Главное для автора - добиться от зрителя эмоций красотой природы или тем, как человек связан с ней, катаясь в горах, в городе, по волне или прыгая с парашютом. Природу нельзя покорить. С ней можно только слиться и лишь немного приобщиться к той гигантской силе, которой она обладает. На этом построен весь экстремальный спорт. Кроме этого, важно искать тонкие связи между происходящим в кадре и тем, что вокруг, стараясь соединить вещи через призму экстремального спорта.

Жанровые особенности в фотографии

Фотографию очень сложно характеризовать и классифицировать. «Жанровые особенности присущи любому виду искусств, поскольку именно их многообразие отражает полноту и различия между разными направлениями. Жанр- это общее понятие, которое делит каждое из направлений искусства по общим признакам, формальным и конкретным, условным и точным. Жанр – это тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания»1.

Говоря о направлениях в фотографии как в искусстве, достаточно четко выделяются такие жанры, как портрет - изображение живого существа на снимке, пейзаж - видовая фотография природы, макро-фотография - крупный увеличенный кадр чего-либо, обычно живой природы. С подобными жанрами все просто, но, затрагивая, к примеру, репортажную съемку, то здесь охарактеризовать ее жанровые особенности будет очень трудно. Поскольку фоторепортаж, с точки зрения визуальной информации, может вмещать в себя что-угодно (пейзаж, портрет, спортивную фотографию), то на первый ряд выходит скорее событийность фотографии, то есть не то, что на ней конкретно изображено, а вопрос, что происходило вообще, и почему автор выбрал этот сюжет.

«Фоторепортаж – понятие неоднозначное. В современной практике этим термином обозначают и способ съемки, и отдельный информационный снимок, полученный репортажным способом, и несколько фотографий, отражающих развитие какого-нибудь события»2.

То есть, относя тот или иной снимок к определенному жанру, мы можем ошибиться, поскольку жанровые особенности в фотографии достаточно размыты. Но важно ещё упомянуть то, как мы причисляем фотографию к тому или иному жанру. Если у нас есть фотоснимок без комментариев, то приходится оценивать только его только с визуальной точки зрения. Но если мы знаем подтекст, автора фотографии или, более того, место её публикации, нам открывается гораздо больше информации для жанровой характеристики кадра. Условий, по которым мы можем характеризовать тот или иной кадр, может быть бесконечное количество.

1, 2 Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Факультет журналистики, 2012 с. 24, 45



12

Возвращаясь к главным жанровым различиям в фотографии, мы можем разделить её на такие направления как искусство, бытовая фотография, фотожурналистика и научная фотография, чтобы потом углубиться в каждую из них.

«Фотография используется в науке, искусстве, бытовой и многих других сферах, в том числе и в фотожурналистике. Каждая из сфер имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток на использование фотографии. Говоря иначе, в каждой из сфер фотограф решает разные задачи: фотожурналистика, как и журналистика в целом, – это поприще по преимуществу социально-политических реалий, искусство (художественная фотография) – эстетических, поскольку реальный мир в его эстетическом проявлении является предметом искусства»1.

Разбирая художественную или бытовую фотографию, можно выделить классификацию, традиционно используемую в сети интернет на специализированных фото-сайтах. К примеру, возьмем один из самых крупных мировых веб-сайтов по фотографии 500px.com. Авторы и разработчики сайта для удобства пользователей выделили следующие жанры:

-абстрактная фотография -фотография животного мира -черно-белая фотография -фотографии известных людей -архитектурная фотография -коммерческая фотография -концертная фотография -семейная фотография -рекламная фотография -пленочная фотография -фотография как искусство -фотография еды -репортажная фотография -пейзажная фотография -макро-фотография -фотография дикой природы

1, Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Факультет журналистики, 2012 с. 3

page13image12568



13

-фотография обнаженной натуры -портретная фотография -современная фотография -фотография спорта

-фото из жизни
-уличная фотография
-фотография различных видов транспорта
-фотографии из путешествий
-подводная фотография
-городская фотография
-свадебная фотография.
Тем не менее, даже при таком наборе стилей и жанров все равно на сайтах есть вариант “без категории”, куда посетители также могут добавить свои снимки. Как мы видим, категории часто пересекаются. Например, один и тот же снимок города может попасть в несколько жанровых сегментов: если мы сделали этот кадр в поездке, то это тревел фотография или фотография из путешествий, но для того, кто живет в этом месте, это может быть и пейзажный, и архитектурый снимок. Если же снимок привязан к какому-либо событию, то это уже репортаж. То есть по визуальному ряду мы можем отнести один снимок к нескольким жанрам и потом определить точный, благодаря контексту. Зачастую, лучшим контекстом к фотографии может служить обычная подпись. Благодаря ей, мы можем узнать то, что происходит на снимке, получив больше информации.

Как сказал один из ведущих отечественных фотографов, Сергей Максимишин: «90% успеха фотографа - это умение рассказывать байки»1. Очевидно, что речь идет об умении рассказать о своей работе, о фотографировании, и выделить важную информацию для подписи кадра.

1 Интервью фотографа Сергея Максимишина для сайта журнала Афиша.



14

«Становление жанров фотожурналистики носит объективный характер. Это вытекает из обусловленности формы содержанием. С другой стороны, в качестве объективного момента развития жанров выступают цели и задачи периодической печати, поскольку в фотожурналистике они преобразуются в творческую программу фоторепортера.

Жанры в совокупности раскрывают возможности фотожурналистики в отображении действительности, следовательно, характеризуют специфику фотожурналистики как творческой деятельности. Это со всей очевидностью вытекает и из того, что жанр представляет форму, в которой материализуются все этапы творческого процесса»1.

Обобщая все выше сказанное, для понимания того, к какому жанру относится фотография, нам необходима не только визуальная связь со снимком, но и контекстная информация. И даже зная это, каждая конкретная фотография может находиться на границе нескольких жанров или совмещать их в себе.

1 Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Факультет журналистики, 2012 с. 136


Часть 1. Фотография экстремального спорта как жанр. Вступление
Часть 2. Фотография экстремального спорта как жанр.
Часть 3. Экстремальный спорт

Tags:

?

Log in

No account? Create an account